Именно так назывался цикл лекций известного эксперта и председателя академического совета международной организации ICOC (International Conference on Oriental Carpets) Альберто Боралеви, прошедших в Баку с 10 по 12 декабря при поддержке Министерства Культуры и Туризма.
Альберто Боралеви и Заместитель Министра Культуры и Туризма Азербайджана Севда Маммедалиева на открытии мероприятия:
Лекции прошли в конференц-зале Музея Ковра:
На фото слева направо: сотрудник Музея Корва Ялчин Салимов и директор Ройя Тагиева, Альберто Боралеви и я:
С Альберто мы знакомы сравнительно недавно. В середине декабря прошлого года я вернулась в Милан после некоторого пребывания в Баку с твердым решением узнать побольше об азербайджанских коврах. Меня всегда удивляло то, как легко и просто порой можно обратиться к незнакомому человеку на Западе и получить от него поддержку. Я написала письмо в редакцию журнала о коврах, а его редактор разослал письмо «rug people». Альберто был первым, кто откликнулся на просьбу. С той поры я считаю его своим учителем и главным человеком, благодаря которому оформился и развился мой интерес к ковровому искусству.
Мою идею и предложение совместно разработать программу для музейных сотрудников, студентов и педагогов ВУЗов, он встретил с большим энтузиазмом. Поездка в Баку была очень интересна еще и потому, что открытие нового здания Музея Ковра было мало освещено в иностранной прессе, и пока никто из западного коврового сообщества не видел здания и экспозиции нового музея воотчию.
Хорошо, что эта роль выпала Альберто, который очень тепло относится к Азербайджану и на протяжении последних 20 лет сделал много для страны, в том числе способствовал включению азербайджанского ковра во всемирное наследие ЮНЕСКО и убедил супругу американского коллекционера Шильц передать нашему музею два ковра.
Осмотр Музея Ковра в промежутках между лекциями:
В святая святых любого музея – хранилище – мы попали на второй день:
Так выглядит хранилище на минусовом этаже – ряды сверкающих кубов, где разложены ковры. Данные кубы герметичны (прибрежное расположение здания музея повышает риск затопления) и вмещают в себя до 300 ковров. Всего в коллекции музея около 6 тыс. ковров и текстильных изделий:
Для сравнения: так выглядит недавно отреставрированное хранилище для текстиля музея Виктории и Альберта в Лондоне. Вход открыт для посетителей, но только по предварительной записи за месяцы вперед:
Так хранятся ковры в лондонском музее:
Специально для нас в хранилище бакинского музея был расстелен шелковый ковер середины 20 века, подаренный иранской делегацией месяцем ранее в честь празднования Дня Азербайджанского Ковра (16 ноября):
Деталь ковра 1957-го года с изображением Ленина. Он настолько большой, что не может уместиться ни в один из имеющихся блоков хранения и для него изготавливается специальная конструкция:
А вот как он выглядит в развернутом виде (фото из Wikipedia):
Один из авторов ковра, Лятиф Керимов, на фоне своего творения:
Уезжал Альберто очень довольный своим визитом: несмотря на столь короткое пребывание, по его словам, он узнал и открыл для себя много нового, в частности, коллекции текстиля в ведущих музеях Баку. Кроме того, у него расширился круг знакомств в ковровом сообществе страны: он познакомился с теми, кто изучает ковры, занимается их современным производством либо вдохновляется ковровыми рисунками в своем творчестве.
В цехе “Азерилме”:
Разговоры о коврах с директором “Азерилмя” Видади Мурадовым:
В гостях у участницы наших лекций Расмины Гурбатовой:
В свою очередь, я провела опрос среди участников мероприятия и результаты нас приятно удивили:
Так как нам кажется, что на проводимом мероприятии присутствовали не все, кому это могло быть интересно, я размещаю краткую информацию по темам лекций на английском языке. Русским переводом я поделюсь позже.